По данным статистики число лиц с ограниченными возможностями здоровья как во всем мире, так и в Российской Федерации, имеет устойчивую тенденцию к увеличению. В настоящее время 1,6 млн. детей, проживающих в Российской Федерации (4,5% от их общего числа), относятся к категории лиц с ограниченными возможностями и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, соответствующем их особым образовательным потребностям.
Несмотря на происходящие сегодня положительные изменения в обществе по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья, появлению законодательной базы в области специального образования, в реальной действительности, дети с ОВЗ и их родители (законные представители), а также специалисты, осуществляющие коррекционно-педагогическую помощь, сталкиваются с множеством проблем:
Специальная психология как профессиональная деятельность
Одним из первостепенных условий для работы с детьми с ОВЗ является наличие соответствующих специалистов.
Это работа педагогов-психологов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, воспитателей, музыкальных руководителей, специально подготовленных инструкторов по физическим занятиям. Специалисты и родители малыша должны понимать друг друга и находить компромиссы в любых ситуациях.
Тульский институт управления и бизнеса имени Никиты Демидовича Демидова в рамках образовательных программ высшего образования реализует направление подготовки: «Специальное (дефектологическое) образование» по профилю: Специальная психология.
Цель программы:
Подготовка бакалавров, владеющих современными методами диагностико-консультативной, коррекционно-психологической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Формирование профессиональных компетенций в сфере общения с людьми разных возрастов, в том числе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их родителями; оказания психологической помощи детям с отклонениями в развитии и их родителям; диагностику различных психических состояний человека; организацию и проведение психологических тренингов, направленных на коррекцию каких-либо негативных свойств личности; применение различных техник психологического консультирования родителей детей с ограниченными возможностями здоровья и педагогов, которые работают с этими детьми; осуществление психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель деятельности специального психолога – на основе понимания причин, механизмов конкретного варианта отклоняющегося развития разработать адекватные им коррекционные (в широком смысле слова) мероприятия с целью обеспечения максимальной социально-психологической адаптации ребенка в образовательной среде.
Задачи деятельности специального психолога состоят в следующем:
Где сможет работать выпускник:
- образовательные организации, осуществляющие обучение по основным и адаптированным образовательным программам;
- учреждения социальной помощи населению,
- в сфере частной практики, предоставляя педагогические услуги детям и подросткам с ограниченными возможностями здоровья.
Правильно выбранная профессия сегодня – залог профессионального и личностного успеха в будущем!