В соответствии с Методическими рекомендациями по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (утв. Министерством образования и науки РФ 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) и Методическими рекомендациями об организации приема инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательные организации высшего образования (утв. Минобрнауки России 29 июня 2015 г. N АК-1782/05) были разработаны условия по обеспечению инклюзивного обучения инвалидов по программам высшего образования на базе структурного подразделения Лаборатория психолого-педагогической помощи.
Положение о лаборатории психолого-педагогической помощи
Организуется работа по сопровождению образовательного процесса инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья педагогом-психологом, которая направлена на стимулирование личностного и профессионального роста студентов-инвалидов, обеспечивающие поддержку и укрепление психического здоровья.
Для лучшей адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья к новой образовательной среде проводится подготовительная работа:
1) с педагогическими кадрами, в рамках Коммуникативного тренинга, направленного на знакомство с психолого-физиологическими особенностями обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также современными педагогическими, технологиями инклюзивного обучения, безбарьерной архитектурной среды, развития и обслуживания информационно-технологической базы
2) со студенческой группой, в рамках совместного изучения специализированных адаптационных дисциплин (модулей) в основной образовательной программе (для дополнительной индивидуализированной коррекции нарушений учебных и коммуникативных умений, профессиональной и социальной адаптации на этапе высшего образования)
3) с волонтерами – определяются направления работы по социокультурной реабилитации.
Специалисты Юридической клиники проводят просветительскую деятельность в рамках разъяснений нормативных актов и локальных документов в области социальной и реабилитационной помощи.
Наличие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: в настоящее время в ЧОУ ВО ТИУБ им. Н. Д. Демидова на заочной форме обучается 2 человека (инвалиды-детства), которые не нуждаются в создании специальных условий обучения.
Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.
1. Обучение по образовательным программам инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.
2. В Институте созданы специальные условия для получения высшего образования по образовательным программам обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Под специальными условиями для получения высшего образования по образовательным программам обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
3. В целях доступности получения высшего образования по образовательным программам инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в Институте обеспечивается:
1) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению:
- наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети "Интернет" для слабовидящих;
- размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей), присутствие ассистента, оказывающегося обучающемуся необходимую помощь;
- обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию организации;
2) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху:
- дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной;
- обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;
3) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально- технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, локальное понижение стоек-барьеров; наличие специальных кресел и других приспособлений). Обучения таких студентов осуществляется на 1 этаже учебного корпуса.
4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах или в отдельных организациях.
В институте создаются надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа лиц с недостатками физического развития в здания и помещения образовательного учреждения, включая: распашные двери, специально оборудованные учебные места, специально оборудованные санитарно-гигиенические помещения.
Вход в здание оборудован пандусом, лестницы и двери выделены контрастной (желтой) окраской. Также помещения оснащены предупредительной информацией, обустройство информирующих обозначений помещений.
В учебном помещении (в лекционных аудиториях, кабинетах для практических занятий, библиотеке и пр.) оборудованы по 1-2 места для студентов-инвалидов по каждому виду нарушений здоровья - опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения. Кабинеты оборудованы следующим образом:
- для лиц, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата - специальные учебные места расположены на первом ряду у дверного проема, они имеют увеличенный размер зоны на одно место с учетом подъезда и разворота кресла-коляски, увеличения ширина прохода между рядами столов, учебное место одноместное;
- для лиц, имеющих нарушения по зрению - учебные места расположены в первом ряду у окна и в среднем ряду;
- для лиц, имеющих нарушения по слуху - учебные места расположены в первом ряду у окна и в среднем ряду.
На первом этаже института обустроена туалетная кабина для маломобильных студентов, оснащенная откидными опорными поручнями, имеется шланг, откидные сидения.
Обеспечение процесса обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью техническими средствами | |
Количество аудиторий, обеспеченных стационарными техническими средствами для лиц: | |
с нарушениями зрения | |
видеоувеличителями | |
устройствами рельефно-точечной печати текстовой информации (Брайлевские принтеры) | |
устройствами печати рельефных изображений | |
иными техническими средствами | 3 |
с нарушениями слуха | |
информационной индукционной системой | |
иными техническими средствами | 2 |
с нарушениями опорно-двигательного аппарата | |
специализированной компьютерной техникой | |
специальным программным обеспечением | |
альтернативными устройствами ввода информации | |
иными техническими средствами | 3 |
Количество мобильных адаптирующих устройств для лиц: | |
с нарушениями зрения | 28 |
видеоувеличители | |
программы увеличения изображения на экране | 1 |
тифлокомпьютеры | |
брайлевский дисплей | |
программы экранного доступа | |
цифровая аудиозапись учебных материалов учебных материалов в формате DAISY - Digital Accessible Information System | |
иные адаптирующие устройства | 28 |
с нарушениями слуха | |
слуховые аппараты | |
иные адаптирующие устройства | 1 |
с нарушениями опорно-двигательного аппарата (мобильные) | 28 |
с нарушениями опорно-двигательного аппарата (на кресле-коляске) | 5 |
Наличие доступа: Да
В том числе наличие
Пандусов: Да
Подъемников: Нет
Поручней: Да
Расширенных дверных проемов: Да
Лифтов: Нет
Средствами обучения и воспитания в ЧОУ ВО ТИУБ им. Н. Д. Демидова выступают: разработанные образовательные программы, учебные планы, учебно-методические комплексы дисциплин, нормативные документы и локальные акты Института, регулирующие образовательную деятельность студентов, современное оборудование, поддерживающее образовательный процесс на высоком уровне, электронно-образовательные ресурсы, элементы электронно-образовательной среды Института, воспитательная и педагогическая поддержка обучающихся сотрудниками и научно-педагогическими работниками Института.
Для инициативной, самостоятельной, ответственной общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодёжи, студенческого самоуправления, развитие социальной активности студентов в Институте создан Студенческий совет.
Воспитательная работа в Институте направлена на создание условий для обеспечения личностного роста и творческой самореализации обучающихся во внеучебной деятельности, использование системы внеучебных мероприятий для актуализации общекультурных и профессиональных компетенций.
№ | Наименование объекта | Вид помещения | Адрес местонахождения | Документы | Лицензии и положения (при наличии) | Количество посадочных мест | Общая площадь(кв.м.) | График работы | Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||||||||
1 | Медицинский кабинет | Медицинский кабинет | 300028, г. Тула, ул. Болдина, д. 98 б |
Договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом Договор о совместной деятельности по организации оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся |
Лицензия: Лицензия на осуществление медицинской деятельности |
2 | 2 | 26,1 | 26,1 |
Четные числа: с 14.30 до 16.30; Нечетные числа: с 11.30 до 13.30. |
В соответствии со статьей 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об образовании в Российской Федерации", обучающимся в ЧОУ ВО ТИУБ им. Н. Д. Демидова созданы следующие условия для охраны здоровья:
1) оказывается первичная медико-санитарная помощь в медицинском пункте Института на основании договора с Государственным учреждением здравоохранения «Тульская городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. Д. Я. Ваныкина»;
2) организовано питание обучающихся;
3) определен оптимальный объем учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
4) проводится пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
5) созданы условия для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом, применяется особый порядок освоения дисциплин «Физическая культура и спорт» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту» в рамках образовательных программ для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
6) организовано прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации;
7) проводится профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;
8) обеспечивается безопасность обучающихся во время пребывания в ЧОУ ВО ТИУБ им. Н. Д. Демидова;
9) проводится профилактика несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в ЧОУ ВО ТИУБ им. Н. Д. Демидова;
10) проводятся санитарно-противоэпидемические и профилактические мероприятия;
11) Все педагогические работники ЧОУ ВО ТИУБ им. Н. Д. Демидова прошли обучение по программе "Первая (доврачебная) помощь в образовательной организации".
ЧОУ ВО ТИУБ им. Н. Д. Демидова, при реализации образовательных программ создает условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивает:
1) наблюдение за состоянием здоровья обучающихся;
2) проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации;
3) соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
4) расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Официальный сайт института имеет альтернативную версию для слабовидящих. Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, приспособлены для использования инвалидами и лицами с ОВЗ. Имеются электронные учебники и учебно-методические материалы на электронных носителях, видеолекции, банк адаптированных рабочих программ дисциплин. Имеется доступ к информационно-справочной системе "КОНСУЛЬТАНТ-ПЛЮС". Обеспечен доступ к БС IPRbooks, в которой предусмотрены расширенные возможности для обучающихся с плохим зрением или полной его потерей. Обучающиеся инвалиды и лица с ОВЗ имеют доступ к электронным версиям учебно-методических материалов и учебной литературе по каждой дисциплине учебного плана (в электронной информационно-образовательной среде организации и электронно-библиотечных системах), которые можно просмотреть в режиме увеличенного шрифта на экране монитора с использованием программных средств Windows. Для обеспечения образовательного процесса имеются учебные пособия, методические указания, учебники, которые предоставлены в электронном виде в банке учебных и учебно-методических изданий с удаленным доступом.
В ЧОУ ВО ТИУБ им. Н. Д. Демидова также имеется:
- доступ к сети Интернет,
- программное обеспечение ЛинкоV8.2,
- клавиатуры, маркированные азбукой Брайля
№ | Наименование объекта | Вид помещения | Адрес местонахождения | Документы | Лицензии и положения (при наличии) | Количество посадочных мест | Общая площадь(кв.м.) | График работы | Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||||||||
1 | Библиотека | Библиотека | 300028, г. Тула, ул. Болдина, 98 б |
Положение о библиотеке |
Положение: Положение о Библиотеке |
5 | 5 | 26,8 | 26,8 |
№ | Наименование объекта | Вид помещения | Адрес местонахождения | Документы, содержащие сведения об условиях питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ | Лицензии и положения (при наличии) | Количество посадочных мест | Общая площадь(кв.м.) | График работы | Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||||||||
1 | Буфет | Буфет | 300028, г. Тула, ул. Болдина, д. 98 б |
Договор об организации питания студентов |
16 | 16 | 22,1 | 22,1 |
Понедельник - пятница с 12:00 до 14:00; Суббота, воскресенье - выходной.
|
№ | Наименование объекта | Вид помещения | Адрес местонахождения | Документы | Лицензии и положения (при наличии) | Количество посадочных мест | Общая площадь(кв.м.) | График работы | Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||||||||
1 | Спортивный зал | Спортивный зал | 300012, г. Тула, ул. Рязанская, д. 40 | 50 | 50 | 229 | 229 |
В соответствии с расписанием занятий |
В образовательной организации отсутствуют общежития и интернаты, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
1. При проведении вступительных испытаний для поступающих из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - поступающие с ограниченными возможностями здоровья) ВУЗ обеспечивает создание условий с учетом особенностей психофизического развития поступающих, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья (далее соответственно - специальные условия, индивидуальные особенности).
2. При очном проведении вступительных испытаний в Институте должен быть обеспечен беспрепятственный доступ поступающих с ограниченными возможностями здоровья в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (в том числе наличие пандусов, подъемников, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов; при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже здания).
3. Очные вступительные испытания для поступающих с ограниченными возможностями здоровья проводятся в отдельной аудитории.
Число поступающих с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории не должно превышать:
при сдаче вступительного испытания в письменной форме -12 человек;
при сдаче вступительного испытания в устной форме - 6 человек.
Допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания большего числа поступающих с ограниченными возможностями здоровья, а также проведение вступительных испытаний для поступающих с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с иными поступающими, если это не создает трудностей для поступающих при сдаче вступительного испытания.
Допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания ассистента из числа работников организации или привлеченных лиц, оказывающего поступающим с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с лицами, проводящими вступительное испытание).
4. Продолжительность вступительного испытания для поступающих с ограниченными возможностями здоровья увеличивается по решению организации, но не более чем на 1,5 часа.
5. Поступающим с ограниченными возможностями здоровья предоставляется в доступной для них форме информация о порядке проведения вступительных испытаний.
6. Поступающие с ограниченными возможностями здоровья могут в процессе сдачи вступительного испытания пользоваться техническими средствами, необходимыми им в связи с их индивидуальными особенностями.
7. При проведении вступительных испытаний обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей поступающих с ограниченными возможностями здоровья:
1) для слепых:
задания для выполнения на вступительном испытании оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых либо зачитываются ассистентом;
письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых либо надиктовываются ассистенту;
при очном проведении вступительных испытаний поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;
2) для слабовидящих:
обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс (при очном проведении вступительных испытаний);
поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство (при очном проведении вступительных испытаний), возможно также использование собственных увеличивающих устройств;
задания для выполнения, а также инструкция по порядку проведения вступительных испытаний оформляются увеличенным шрифтом;
3) для глухих и слабослышащих:
обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования (при очном проведении вступительных испытаний);
предоставляются услуги сурдопереводчика;
4) для слепоглухих предоставляются услуги тифлосурдопереводчика (помимо требований, выполняемых соответственно для слепых и глухих);
5) для лиц с тяжелыми нарушениями речи, глухих, слабослышащих вступительные испытания, проводимые в устной форме, проводятся в письменной форме (вступительные испытания при приеме на обучение по программам магистратуры - по решению Института);
6) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей:
письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
вступительные испытания, проводимые в письменной форме, проводятся в устной форме (вступительные испытания при приеме в магистратуру - по решению Института).
8. Условия, указанные в пунктах 67-72 Правил приема, предоставляются поступающим на основании заявления о приеме, содержащего сведения о необходимости создания для поступающего специальных условий при проведении вступительных испытаний в связи с его инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья, и документа, подтверждающего инвалидность или ограниченные возможности здоровья, требующие создания указанных условий.